История одного обрезания
Несмотря на то, что по статистике каждый шестой мужчина в мире уже лишился крайней плоти, уже давно забылось, как и когда все начиналось. Обрезание проводилось по религиозным, культурным или медицинским причинам, хотя последние стали все более актуальны лишь с развитием хирургии в 19 веке. Показания для проведения хирургического вмешательства менялись, уточняясь и расширяясь с течением времени. В этой статье я предлагаю Вам рассказ об истоках циркумцизио, техниках исполнения и спорах, которые связаны с феноменом «обрезания».
Начало
На сегодняшний день не найдено единого источника происхождения этого явления, который не вызывал бы споров у антропологов. Британский египтолог, Сэр Грэхем Элиот Смит, предполагает, что это может быть след одной из палеоцивилизаций, существовавшей более 15000 лет назад, чье культурное наследие в таком вот виде распространилось по землям и весям. Другие специалисты придерживаются точки зрения о единовременном зарождении этого феномена разу в нескольких культурах, не связанных между собой; например, многие из аборигенов «Новой Земли», открытой Колумбом, были обрезаны. В то же время достоверно известно о том, что циркумцизия прижилась и практикуется на Ближнем Востоке, в Африке, среди мусульман Индии и юго-восточной Азии, и у аборигенов Австралии с тех давних пор, какие открыты для взгляда историков. Среди египетских мумий, возраст которых датируется 1300 годом до Рождества Христова, были найдены обрезанные; о знакомстве с операцией говорят и настенные иероглифы, которые старше мумий еще на несколько сотен лет.
В некоторых африканских племенах обрезание выполняется при рождении. В иудейских общинах время проведения ритуала — восьмой день после рождения; у мусульман и во многих племенных культурах – ранний подростковый возраст, когда циркумцизия рассматривается как «акт взросления».
В книгах Священного Писания обрезанию придается исключительное религиозное значение. Оно является одной из немногих заповедей в Пятикнижии, и, согласно Библии, праотец Авраам совершил циркумцизию в возрасте 99 лет. Согласно традиционной версии, Авраам проделал операцию сам с помощью Всевышнего. А в соответствии с более современной трактовкой, Авраама оперировал сын Ноя — Сим. К этому дню его сыну Измаилу (Ишмаэлю), от которого, согласно Библии, произошли арабы, было 13 лет. Родившийся позднее Исаак, от которого произошли евреи, был обрезан на восьмой день жизни. Эти сроки (8-й день и 13 лет) соблюдаются в иудаизме и исламе до сих пор.
Бытие, глава 17:24-27:
24. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
25. А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
26. В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его,
27. …и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников.
Рис. 1 «и сделал Исайя кремниевый нож и обрезал народ израильский от крайней плоти его» — Исайя 5:3
Историки 19 столетия предполагали, что обрезание являлось древней формой социального контроля – надрез на пенисе через боль и кровь напоминал людям о силе христианской Церкви, которая как бы говорила – «что делает тебя мужчиной и дает наслаждение и потомство, ведет тебя к боли и страданию». Ритуал, выполняемый в младенчестве, был известен родителям, которым как бы говорилось – «мы отметили дитя твое, которое ныне наше, не твое». Для подростков сей акт символизировал рост прав и свобод, связанных с взрослением, время – когда приходила независимость, открывался путь к бунтарству молодости.
Психологи расширили эту теорию – появилась теория «болевого импринтинга» – запечатления ощущений. При фиксировании мозгом явлений насилия рвется связь мать-ребенок, и ребенку исподволь прививается ощущение предательства со стороны мира. Якобы эти особенности повышают способность ребенка в будущем лучше адаптироваться в жизни. Некоторые составляющие этой теории некоторое время назад были изучены в серьезном клиническом исследовании. Оттуда появились данные, что при вакцинации в 4-х и 6-месячном возрасте хуже переживают боль дети, которым при рождении проводилась циркумцизия без обезболивания.
Другие исследователи придерживаются мнения, что обрезание зародилось как элемент рабства или унижения(Рис. 2.). В древнем Египте пленные часто получали особенные увечья, прежде чем становились частью армии рабов. Наиболее распространенными были ампутация пальцев или кастрация, но инвалидизация и смертность в таком случае были особенно высоки, что снижало ценность раба в качестве инструмента рабского труда.
Рис. 2. Плененный семитский воин подвергнут обрезанию. Гравировка Дж. Мюллер.
Циркумцизия же была знаком низкого положения человека, знаком унижения. Со временем все мужское потомство этих рабов так же подверглось обрезанию. Финикияне, а позже и иудеи, которых среди рабов было подавляющее большинство, адаптировались к суровым реалиям и стали находить в неизбежном акте насилия элементы сакрального божественного вмешательства, и со временем циркумцизия прочно укоренилась в иудейской религии и стала внешним отличительным признаком договора между человеком и Богом (Книга Бытия XVI, Рис. 3). Характерно, что еврейское существительное «hatan» (жених) весьма созвучно арабскому «hitan» (обрезание). Также обряд обрезания использовали народы Ханаана (аммонитяне, эдомитяне и моавитяне).
Рис. 3. Циркумцизия – символ договора между Богом и человеком.
В исламской культуре, по мнению одних духовных лидеров, удаление крайней плоти являлось близким к обязательному (ваджиб), по мнению других – желательным (мустахаб). В Священном Коране обрезание достоверно не упоминается, однако о его необходимости свидетельствуют многочисленные предания, в том числе о пророке Мухаммеде. Когда некий человек пришел к нему и сказал, что принял ислам, пророк ответил: «Сбрось волосы неверия и сделай обрезание» (сборники хадисов Ахмада и Абу Дауда). Циркумцизия в семьях, исповедующих ислам, совершали ребенку до достижения половой зрелости, когда он становился мукаллафом (совершеннолетним) и был обязан совершать все возложенные на него обязанности. В Иерусалиме и первых христианских общинах обрезание проводилось всем мужчинам без исключения, однако впоследствии этот обряд проводился только над язычниками, принявшими христианство, против чего впоследствии протестовал апостол Павел. Он использует понятие циркумцизии как символ обновления человека через веру в Иисуса Христа, и называет эту процедуру обрезанием Христовым, заключающейся в «совлечении греховного тела плоти». Не случайно удаление крайней плоти совершается, в отличие от иудейского обряда, не ножом по плоти, а в сердце и по духу. Тем самым обрезание, по его мнению, теряет свой смысл и становится ненужным. Поэтому в современном мире в христианстве этот обряд не практикуется, и этой процедуре подвергают отнюдь не из-за религиозных убеждений. Тем не менее, Коптская и Эфиопская православные церкви и по сей день придерживаются некоторых раннехристианских обрядов (например, празднование субботы наряду с воскресеньем), одним из которых является и удаление крайней плоти, которое проводится младенцам непосредственно перед крещением.
В царской России принадлежность новорождённого мальчика к еврейству также сопровождалась циркумцизией, которая официально регистрировалась в метрической книге. В специальном параграфе Уложения о наказаниях запрещалось совершение обряда обрезания кем бы то ни было, кроме раввина. И в то же время, евреем считался любой рождённый еврейкой, даже младенец, не подвергшийся обрезанию. Статус еврея терялся лишь с официальным переходом в другое вероисповедание.
Существует множество причин, из-за которых циркумцизия могла получить столь широкое распространение — культурная принадлежность (наряду с татуажем или пирсингом), повышение плодовитости и др. Например, некоторые племена проводят подобные операции как у мальчиков, так и у девочек в некоторые года, что расценивается как жертва богам, которые взамен дают высокий урожай, обилие и победы. В этих племенах сильна вера в населяющие пенис могущественные силы, дарующие жизнь. Связь обрезания и урожая характерна для жителей Никарагуа, где кровь после операции смешивается с кукурузой для еды во время обрядов, посвященных хорошему урожаю. (Рис. 4). Хотя настоящие причины появления циркумцизии никогда не станут известны, должно быть истина лежит где-то между здравыми зернами каждой из описанных теорий.
Рис. 4. Служители собирают кровь после обрезания; затем она смешивается с кукурузой и употребляется в пищу на обряде урожая.
Для проведения операций, манипуляций, исследований или консультаций по всем интересующим Вас вопросам звоните по телефону : +7 985 230 35 00 (на звонки отвечаю лично; при проведении приема, исследований или манипуляций могу на телефонный вызов не отвечать, перезванивайте или пишите смс)
Комментарии отключены.